Я
не стану углубляться в разновидности взрослых особей, ведь, состоянием
на 1979 мы знали только один каноничный вариант. Естественно, семь
членов экипажа, имея в своем распоряжении только самодельные огнеметы,
не могли противопоставить ничего существу, миллионы лет оттачивавшему
свои смертоносные гены. Эш говорит, что восхищается этим организмом, его
чистотой.
Ультимативный хищник, который будет уничтожать все живые существа, и расширять свое гнездо до бесконечности. В оригинальном фильме Alien не получает увечий (кроме финальных), поэтому мы только подразумеваем, что взрослые особи также имеют молекулярную кислоту вместо привычной нам крови (до сиквела еще шесть лет). Забавно, что теория о том, что все животные боятся огня, также не подтверждается – мы не видим прямого столкновения между монстром и людьми, где бы применялся огнемет.
Планета LU-426
Хотя подробности вселенной фильма остаются, по большей части, за кадром, мы подразумеваем тот факт, что цивилизация людей активно осваивает доступные миры. Если взять во внимание расстояние до Дзета² Сетки (лат. Reticulum), которое звучит в фильме, а это без малого 39 световых лет, то можно сделать вывод, что изначальное место стыковки буксира с Заводом по переработке руды – еще дальше.
Для пущей убедительности масштабов научной, коммерческой и прочих экспансий Weyland Yutani, вспомним слова недоверчивой женщины из комиссии в сиквеле (пускай и следующие данные состоянием на 57 лет после событий оригинальной картины)
,,Да, и вы нашли то, что никто не встречал ни в одном из 300 изученных миров.’’
Поэтому,
даже при сотнях исследованных аналогов солнечных систем, какой-то
неизвестный сигнал так заинтересовал компанию, что она решила вывести
экипаж Ностромо из анабиоза. Почти наверняка будущая колонизация тогда
еще неизученной планеты стала следствием событий «Чужого».
На на момент
действия оригинала, интересен был сам сигнал, который, как оказалось,
является не призывом о помощи от разумных существ, но предупреждением,
держаться подальше от источника этого самого сигнала. Интересно, что
благодаря фильму у самого планетоида LU-426
сформировалась плохая репутация гиблого места.
На самом деле, это просто безжизненная пустошь, на которой вряд ли есть своя естественная жизнь, учитывая довольно суровые условия и отсутствие атмосферы. Космический корабль, который находит экипаж Ностромо, однажды упал на поверхность планеты, и его содержимое впоследствии наделало немало плохих вещей. Вместе с этим, ЛВ-426, как звучит в большинстве русскоязычных переводов, остается в сознании зрителей зловещим, гиблым местом.
По информации, которую оглашает Ламберт, это безжизненный планетоид, с периодом вращения вокруг своей оси 2 часа и с гравитацией 0.86 от земной (для сравнения, в «Марсианине» часто повторяется число 0.4 в случае с Марсом), атмосфера не пригодна для дыхания. Ридли Скотт, во многом упираясь в возможности спецэффектов и бюджета, показал нам этот мир серым, покрытым непроглядной пеленой газов, каменистым.
Когда экипаж, в составе трех человек, покидает
корабль и отправляется на поиски сигнала, окружение производит довольно
гнетущее впечатление. Определенная условная зона комфорта внутри
скафандра ограждает людей от суровой действительности планеты.
Легко признать, что с помощью уменьшенных моделей, детей в скафандрах и монтажа, создателям фильма удалось, хотя бы на двадцать минут, создать целый кинематографический мир который не покидает сердца и страхи зрителей и спустя четыре десятилетия.
Космический
корабль, потерпевший некогда крушение на поверхности планеты LU-426,
это второй аппарат для космических путешествий, показанный в фильме.
Напрямую об этом открытым текстом не говорится, но это определенно
подразумевается. Кто знает, какие системы ему удалось повидать и кто те таинственные пилоты.
Ведь, также можно предположить, что во вселенной фильма только люди
являются единственными покорителями доступных систем, единственной
разумной расой, способной на космическую экспансию. Оказывается, что
есть конкуренты, вполне возможно, опасные.
В новеллизации приводится версия о том, что команды заразилась на планете, но судя по явно аварийном положению корабля, такой вариант не вызывает доверия. В голову лезут самые разные версии, и тот факт, что разгадка так и осталась за кадром, в головах сценаристов, режиссера и продюсеров, делает ее куда интересней. Значительная недосказанность в научно-фантастическом фильме непривычная, но очень метко популяризирует франшизу.
Сам интерьер корабля, почти полностью созданный из зарисовок Ганса Гигера,
под его еже неусыпным контролем, продолжает мрачные традиции планеты,
дополняя неуютную и волнительную атмосферу.
Внедрение стилистики,
характеризуемой автором как биомеханика,
производит действительно сильное впечатление и сильно разнится с тем,
что мы уже видели в более мягких сериях, вроде Star Track и Star Wars.
Почти что эротические очертания внутренностей корабля, о чем не раз
говорят в документальных фильмах о съемках. Убранству космического судна
не уделено скрупулезное значение и такое впечатление, что просто голые
стены, без удобств, техники – это тот вариант, который не слишком
подходит для межзвездных странствий.
Отдельного разговора заслуживает, конечно, мостик корабля, где герои обнаруживают в кресле предположительно пилота. Странное гуманоидное существо, похожее на слона, производит гнетущее ощущение, а последним кадром, в котором мы его видим, остается перспектива без света фонарей – темный облик остается на сетчатке глаза. Сама сцена дает понять о желании всех причастных к фильму людей создать действительно что-то значимое, а не очередную дешевку для ограниченного проката.
Персонажи
Я не стану делать пересказ очевидных черт, а поделюсь интересными мыслями, которые у меня годами возникали по поводу экипажа Ностромо.
Рипли. Вспоминаю слова Сигурни Уивер из документальных материалов о съемках, где она вспоминает, как сказала Йену Холму, что, по ее мнению, главная героиня только кажется уверенной в себе, а действует, в основном, по наитию.
Если бы Эш не учинил небольшую диверсию субординации, то история
закончилась бы совершенно иначе и командное решение Рипли о карантине,
возымело бы успех. Также известно, что в начальных вариантах сценария, в
том числе это было отражено на кастинге, а между главной героиней и
Далласом подразумевалась интимная связь на время полета.
В итоге мы
получили один из самых сильных и узнаваемых женских образов в истории
кино. При этом давайте скажем это вслух, Сигурни Уивер
не отличается какой-то особенной внешностью – я говорю даже не о
красоте, а об изюминке.
Она воплощает почти среднестатистическую женщину, которая не стесняется зарабатывать деньги на мужской работе. Можно упрекнуть ее за то, что дочка живет одна, пока матерь месяцами находится в командировке – таком себе космическом плавании. А семейный кот по имени Джонси является связующим звеном между двумя членами семьи.
Даллас. Я всегда обращал внимание, что к бравому капитану корабля Ностромо, в исполнении Тома Скерритта,
у команды возникает не только чувство субординации, но и определенного
уважения. Хотя его былые заслуги остаются за кадром, он наверняка тертый
калач в межзвездных транспортировках.
Образ капитана буксира в море довольно частый как в литературе и кино – здесь же космический дальнобойщик. Он принимает важные решения и последнее слово на корабле всегда за ним (можно вспомнить решение провести хирургию над зараженным Керном).
Могу предположить, что семьи у Далласа нет и его работа – определяющая часть жизни. Это, в частности, стало лишним побудительным моментом самостоятельно отправится в вентиляционную систему.
Ведь экипаж уже знал о смерти Брэтта и подытожил тот факт, что чудовище на судне размером с человека и чрезвычайно опасно. Говоря понятиями американского общества, которые мы часто слышим в кино – Даллас повел себя как бойскаут – не соизмерив опасность и свои возможности, бросился демонстрировать лидерство.
Ламберт. К героине Вероники Картрайт у зрителя за сорок лет сформировалось вполне определенное отношение. Она выглядит постоянно напуганной, боится каждого шороха и неспособна мыслить оптимистически. Это важный персонаж, который оттеняет волевые решения Далласа и Рипли, вносит контраст между напускной уверенностью человека, что любую ситуацию можно взять под контроль, и реальной действительностью, которая обрушивается на экипаж.
К слову, в одной из
вырезанных в театральной версии сцен, Ламберт подскакивает к Рипли у
входа в медицинский блок и с размаху выписывает пощечину второй женщине
на борту с криками о том, что помощника капитана хотела оставить троих
членов экипажа на поверхности планеты.
Мне еще всегда было интересно, как вела себя героиня Картрайт в нижнем отсеке инопланетного корабля, когда нужно было вынести Кейна с прилепленным к лицу паразитом, а вокруг были десятки кожистых яиц. Сам Ридли Скотт говорил, что они не могли позволить себе тщательно прописывать персонажей, ведь тогда было бы утеряно нагнетаемое напряжении и все возрастающий ритм, так что нам остается только додумывать стороны этой личности.
Эш.
Самый неоднозначный, вызывающий споры, персонаж, об участие которого в
фильме можно долго и плодотворно рассуждать. Паркер в недоумении от
факта, что корпорация Weyland Yurani подсунула им робота.
Вот интересно, какой процент людей, которые смотрели «Чужого» в первый раз, предугадали поворот событий после нападения научного сотрудника корабля на Рипли. Тревожный звоночек прозвенел, когда по виску Йена Холма потекла какая-то белая жидкость, а после его гримаса перекосилась в тревожной манере.
Многие зрители порицают Эша, если можно вообще порицать андроида за то, что он был готов убить всех своих еще вчерашних товарищей. Сами понимаете, любые его отношения с членами экипажа выглядят более чем условно. Как утверждает Даллас, научный сотрудник, с которым он обычно летал, незадолго до рейса выпал из обоймы и компания предоставила Эша.
Логично предположить, что робот так беспристрастно выполнял указ сверху, не считаясь с жизнями людей, потому что он не живой. Но в моем понимании, такую роль мог вполне взять на себя человек – все дело в жесткой субординации и выполнении приказов. Даже если бы он не оказался искусственным человеком, само поведение едва ли бы вызвало такую бурную реакцию. И да, тогда еще не такой ветхий Бильбо в исполнении Йене Холма.
Паркер. Грубая сила экипажа, который большую часть времени разгуливает в порванной майке по сырым помещениям Ностромо. Мастер на все руки, который может не только починить звездолет, но и соорудить ручные огнеметы из подручных средства за 20 минут, по его же словам.
Честно говоря, когда смотришь на
массивное тело, грубоватый тон общения Яфета Котто,
можно обрадоваться, что такой человек оказался с тобой рядом, перед
лицом инопланетянина, блуждающего по кораблю. И Ламберт нельзя было и
мечтать о лучшем спутнике в предстартовой подготовке.
К сожалению, отточенный миллионами лет эволюции Ксеноморф думал иначе и все же с относительной легкостью расправился с чернокожим механиком. Все же он в большей мере исполнитель – это отлично видно по двум сценам, в начале и в конце фильма, где сначала Даллас, а после и Рипли, осаждает пыл Паркера, заставляет заткнуться и послушать, что излагают другие.
Брэтт. Интересно, что когда я дошел до этого персонажа, в исполнении Гарри Дина Стэнтона, оказалось, что сказать о нем что-то примечательное – не такая уж легкая задача. С первых сцен мы видим его безынициативность – он лишь поддакивает претензиям Паркера по поводу дополнительной премии за отличную работу.
Тем не менее, он получает заслуженный приз за самую яркую смерть от лап взрослого Ксеноморфа в фильме, которая запоминается своей постановкой. Помните ту кепку с кусочками высвобожденных из-под черепа мозгов, крики и свисающие с потолка цепи. Брэтт является также соорудителем полностью бесполезного электрошока, который он наглядно демонстрирует в кабине корабля экипажу.
Кейн. Джон Херт – один из тружеников Голливуда, звезда второстепенных ролей, особенно в зрелом возрасте. Но он запомнился не как протагонист экранизации антиутопии «1984», а как «мужик, которому в фильме Чужой на лицо приклеился паук». Вот такая вот гипотетическая характеристика вполне очевидна, но не совсем справедлива.
Именно этот персонаж, по-сути, стал причиной
дальнейших событий, и если бы не его любопытство, Ностромо наверняка
вернулся бы на Землю без потерь. Сам актер Джон Херт
просто мастерски отыграл в моменте, где его тело начинает биться в
агонии, а коллеги пытаются справиться с несуществующим приступом
эпилепсии, запихивая в рот несчастного ложку.
Он так натурально изображал эти конвульсии, что они дополнили и без того самую впечатляющую, по общему мнению, сцену в фильме. Уивер в интервью вспоминает, что партнер по съемках отыграл просто отлично и его агонию нельзя было отличить от настоящей.
Алан Дин Фостер — Чужой (1979 г.)
Я
уверен, многие люди, как и я, со сдержанным скепсисом относятся к
разного рода новелизациям, то есть книгам, написанным после фильма и,
фактически, паразитирующим на полюбившихся аудитории идеях. В случае с
Alien, перед нами типичная попытка ухватить госпожу коммерческую удачу
за хвост и выложить на полки магазинов книгу с узнаваемой обложкой,
названием и аннотацией.
Пока горит пламя общественной узнаваемости фильма, перенести те же самые события на печатные страницы. Интересно, что, так как работа Ридли Скотта стала культовой, то и поделка Фостера до сих пор привлекает внимание людей. Но, опять же, отнюдь не как самостоятельное научно-фантастическое произведение, а как творческий придаток.
Скажу
сразу, что я разочаровался в романе и со скрипом его уже дослушивал в
формате аудиокниги. Как многие замечали, в оригинальном фильме развитию
героев не уделено никакого внимания. Стало быть, обращаясь к расширенной
версии, ожидаешь копнуть глубже рассказанной любимой истории, но этого
не происходит.
Автор добавил много от себя, но эти элементы не привнесли ничего принципиального в историю. Впоследствии, Фостер переложил на бумагу продолжения, и эту грань его творчества будет интересно открыть разве что заядлым фанатам франшизы. При этом, я считаю себя ее поклонникам, но новелизация для меня осталась чем-то блеклым. Возможно, в будущем подготовлю материал по отличиям между сценарием и книгой.
Alien: Isolation (2014)
Игровая
индустрия за последние два десятилетия была очень щедра на работы по
вселенной Alien. От самой первой игры на платформе Atari 2600 с
одноименным названием, до последней, наиболее впечатляющей, версии,
которую я опробовал с интересом ровно год назад.
Шли годы и менялись
десятилетия: 80-е, потом 90-е, 2000-е и фантастические монстры из
космоса приобретали пиксели и становились все более похожими на то, что
мы видели на экранах.
После сокрушительного провала Colonial Marines,
внимание геймерского сообщества привлекла попытка передать атмосферу
именно самого первого фильма и, забегая вперед, скажу, опыт удался.
Настоятельно рекомендуется всем поклонникам оригинальной ленты 1979
года. И хотя после основных событий прошло время, а в качестве
протагониста мы получаем Аманду Рипли – дочь всеми
любимой героини. Большая часть 15-ти часового основного сюжета пройдет
на борту судна Севастополь, напоминающего большую версию Ностромо.
Здесь
и ретро-футуристическая электроника, и круглые переборки в
вентиляционных тоннелях, и андроиды, и перфокарты, и огнеметы. Все это
создает ту самую атмосферу – когда я в первый раз прошел перед аналогом
медицинского отсека из кино, внутри что-то заклокотало – это при давно
остывшем интересе к компьютерным играм.
Первый час мы не знаем о нахождении на борту Чужого, но уже передвигаешься с опаской, заглядывая за каждый угол. Здесь все время кажется, что ты наткнешься на него в коридорах, в вентиляции, прямо за спиной.