Меню сайта


Главная страничка


Особь / Species  (1995)

Особь 2 / Species II (1998)

Особь 3 / Species III (2004)

Особь 4: / Species: (2007)



Чужой / Alien (1979)

Чужие / Aliens (1986)

Чужой 3 / Alien 3 (1992)

Прометей / Prometheus (2012)

Чужой: Завет / Alien: Covenant



Чужой против Хищника / Alien vs. Predator

Чужой против Хищника 2


Хищник / Predator

Хищник 2 / Predator 2

Хищники/ Predators







Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1






Чужой / Alien (1979)




О`Бэннон с Шусеттом недолго праздновали успех. С самого начала отношения между ними и Гайлером с Хиллом не сложились. У продюсеров не было никакого опыта работы с фантастикой, да и сам О`Бэннон был сложным человеком, не склонным идти на компромиссы. Свою роль сыграл и удар по честолюбию Дэна, которому не дали самому поставить фильм.

Гайлер и Хилл практически сразу же начали переделывать сценарий О`Бэннона. Первой жертвой стали имена персонажей типа «Фауст» и «Стандарт», которые Хилл сразу же невзлюбил. Так появились всем знакомые Рипли, Ламберт, Паркер, Даллас, Бретт и Кейн. Кроме того, продюсеры решили сделать главного героя женщиной.

Эскизы Рона Кобба к «Чужому».

Затем Гайлер с Хиллом начали избавляться от фантастических элементов, которые им казались трудными для воплощения, — например, от инопланетного звездолёта и мертвого пришельца. Вместо них в сценарии появились заброшенный земной корабль и сооружение в форме цилиндра, где хранились яйца чужих. Позже выяснялось, что это был полигон по испытанию биологического оружия. Правда, авторы так и не объяснили, что стало с военными и зачем отправлять за яйцами гражданских. К счастью, в итоге от этой идеи отказались.

Ещё несколько изменений, которые внесли Гайлер и Хилл:

  • Раны на теле Чужого мгновенно регенерируют. Ему абсолютно не страшен огонь — Даллас в упор стреляет в него из огнемета, но инопланетянин не обращает внимания на пламя.
  • В этом сценарии у Чужого есть название — Эш нарекает его энцефалоподом.
  • Между Рипли и Далласом была сцена секса.
  • Cцена с разгерметизацией осталась на месте, но теперь Чужого спасает Эш, включая сирену.
  • В финальных кадрах на шлюпке больше нет прикреплённого яйца.
Страница сценария с «ридлиграммами» на ней.

Страница сценария с пометками Ридли Скотта.

Но главным изменением стала новая сюжетная линия, которая сыграла, пожалуй, важнейшую роль в судьбе киносерии и предопределила, в каком направлении будут развивать сюжет сиквелы, — да и само появление этих сиквелов. Именно Гайлер с Хиллом ввели седьмого персонажа, андроида Эша, который работал на пока еще не названную Компанию. Так в фильме появился социальный подтекст: Эш олицетворял корпорации, которые могут быть хуже самых страшных монстров из космоса.

«Чужой» в видении О`Бэннона был простой историей о людях, оказавшихся в неудачном месте. Все тайны раскрывались, и для сиквела не оставалось места. Гайлер и Хилл же оставили ряд вопросов без ответов и создали задел для продолжений. О`Бэннон так и не смог заставить себя признать это дополнение. Дэн считал, что оно не принесло ничего полезного в сюжет и разрушило выстроенную им атмосферу. Но его мнение никто не разделил — даже Шусетт оценил вклад Гайлера и Хилла.

Эскизы костюмов от Жана «Мёбиуса» Жиро. В фильме от них осталось немного.

Первоначально эта версия сценария держалась втайне от О`Бэннона и Шусетта. Когда Дэн случайно узнал о ней, вспыхнул скандал: оказалось, что авторами сценария были указаны Хилл и Гайлер. Продюсеры заявили, что старый сценарий был ужасным и они купили его лишь из-за сцены рождения Чужого. А потом они якобы полностью переписали работу, и следовательно, основной вклад принадлежит им. Дэн же считал, что его пытаются лишить прав на собственную работу, выдавая за новый сценарий, в котором изменились только мелочи вроде имён. Формальную точку в этом споре поставил арбитраж Гильдии сценаристов, который признал О`Бэннона создателем Чужого.

Съёмки начинаются

В 1977 году мир кино пережил потрясение: в прокат вышли невероятно успешные «Звездные войны». Внезапно космическая фантастика вновь стала считаться в Голливуде выгодным вложением средств. Студия 20th Century Fox умудрилась совершить непростительную ошибку, оставив за Джорджем Лукасом все права на франшизу, и теперь отчаянно искала хоть какой-то аналогичный проект. Единственным сценарием про космос, уже купленным и готовым к запуску, оказался «Чужой». Так что, как ни удивительно, фильм появился на свет в том числе благодаря Джорджу Лукасу.

События стали развиваться стремительно. Под картину был выделен начальный бюджет в 4,2 миллиона долларов, и начались поиски режиссёра. Кто-то сразу отказывался, кто-то предлагал снять обычный ужастик категории «Б», что не устраивало студию, сделавшую «Чужого» приоритетным проектом. В итоге работа досталась Ридли Скотту, который к тому времени снял более двух тысяч рекламных роликов и хорошо зарекомендовал себя дебютной лентой «Дуэлянты». Скотт вскоре представил свои «Ридлиграммы» — раскадровки сценария, которые так впечатлили студию, что она увеличила бюджет в два раза.

Necronomicon 2

На Скотта произвёл впечатление гигеровский альбом «Некрономикон», и он попросил художника сделать нечто подобное. Сходство заметить нетрудно. На Скотта произвёл впечатление гигеровский альбом «Некрономикон», и он попросил художника сделать нечто подобное. Сходство заметить нетрудно.

Читайте ещё

Гигер и сотворение «Чужого» 9

Гигер и сотворение «Чужого»

Как Ганс Руди Гигер придумал облик самого страшного монстра в жанре космических ужасов.

О`Бэннон рьяно участвовал в создании фильма. Он показал Скотту свой изначальный сценарий и убедил вернуть мёртвого пришельца и его корабль. А когда решался вопрос, как должен выглядеть Чужой, О`Бэннон показал режиссёру вдохновивший его сборник работ Гигера. Рисунки поразили Ридли. Невзирая на сопротивление студии, считавшей творчество художника отвратительным и аморальным, Скотт незамедлительно нанял его. Гигер создал облик не только ксеноморфа, но и инопланетного корабля, Космического жокея, лицехвата и яйца Чужого. Вместе с Гигером к проекту присоединились знакомые О`Бэннону со времён «Дюны» художники Крис Фосс и Жан Жиро. Вместе они образовали настоящую команду мечты, работавшую в полную силу. Созданных ими эскизов хватило бы на десяток фильмов.

Впрочем, известный своим перфекционизмом Скотт так требовательно подходил к каждому элементу работы, что зачастую его не устраивал ни один из многочисленных вариантов. Например, в случае с дизайном Ностромо он взял модель, созданную мастером по спецэффектам Брайаном Джонсоном, выкрасил ее в серый цвет и приклеил к ней несколько деталей от других моделей. Именно такой она и вошла в фильм.

«Ностромо» на съёмочной площадке.

Неснятые и вырезанные сцены

Итоговый бюджет фильма составил 11 миллионов долларов — приличная сумма для 1979 года, но даже её не хватило, чтобы реализовать все задумки создателей. Например, изначально кожа Чужого должна была быть прозрачной: предполагалось, что зрители смогут видеть скелет и кровеносную систему пришельца. Создание такого костюма оказалось крайне сложным, и от идеи пришлось отказаться. А скала странной формы, под которой астронавты должны были пережидать бурю, оказалась бы пятиметровым окаменевшим пришельцем.

Ещё в одной сцене Паркер и Бретт должны были выйти в космос для ремонта корпуса Ностромо. Скотт замыслил данную сцену, чтобы показать огромные размеры корабля, а Рон Кобб спроектировал дизайн небольшого транспорта, на котором астронавты должны были перемещаться в космосе. На эту сцену тоже не хватило денег. По той же причине фильм лишился эпизода с разгерметизацией Ностромо и расширенной финальной сцены, где после открытия шлюза Чужого и Рипли выкидывало из спасательной шлюпки, после чего героиня возвращалась в нее, используя страховочный трос.

Роль Чужого исполнил нигериец Боладжи Бадеджо, которого выбрали за невероятный рост — 218 сантиметров. Первоначально у Чужого были глаза. Гигер настоял на том, чтобы убрать их и сделать монстра ещё более пугающим.

Часто утверждают, что Скотт хотел закончить фильм иначе — Чужой откусывал Рипли голову и ее голосом отправлял сообщение на Землю. Это преувеличение: Скотт лишь высказал такую идею, но никто из коллег его не поддержал. Благодаря этому мы смогли увидеть Сигурни Уивер в продолжениях.

Менее известно, что режиссёру пришлось спасать вообще всю финальную сцену от ушлых студийных чиновников: они считали, что в целях экономии фильм вполне можно закончить и на взрыве звездолета. Также Скотту пришлось отстаивать Жокея. По сценарию на корабле пришельцев были только пустое яйцо Чужого и источник сигнала. Но режиссер сумел выбить деньги на декорацию, которая стала одной из визитных карточек фильма.

В сцене, где космонавты находят мумию Жокея, вместо актёров снимались дети — сыновья Скотта и оператора Дерека Ванлинта. За счёт этого декорация визуально кажется больше.

Черновая версия «Чужого» длилась свыше трех часов. Скотт любит делать много дублей, добиваясь совершенства в каждом кадре. Потому у него оказалось много материала, который пришлось оставить в монтажной комнате, чтобы уложиться в стандартный двухчасовой хронометраж. Были сокращены длинные сцены, вырезаны некоторые диалоги и эпизоды с Чужим, где он был слишком похож на человека в костюме. Несколько сцен пали жертвой возрастного рейтинга — скажем, изначально смерть Бретта показывали намного дольше. Существовала и альтернативная версия, где Чужой вырывал из груди Бретта сердце — так становилась понятной дыра в теле Жокея.

Пара удаленных сцен позже вошла в режиссерскую версию 2003 года — например, прослушивание инопланетного сигнала и эпизод, где Рипли находит Далласа и сжигает его. Удаление этого эпизода из прокатной версии, кстати, открыло дорогу для сиквела от Джеймса Кэмерона. Ведь жизненный цикл Чужих в первом фильме не получил логического завершения, поскольку нам так и не показали, откуда берутся яйца. Впрочем, позже Скотт умудрился потроллить всех заявлением, будто на самом деле он считает режиссерской версией ту, что была в прокате. А версия 2003 года, мол, выпущена только ради денег.

Сцена гибели Ламберт подверглась урезанию. Первоначально Скотт снял, как Чужой бросается в атаку на четвереньках животом кверху, выставив хвост вперёд. На экране это выглядело бы не только непристойно, но и очень комично.

Сцена гибели Ламберт подверглась урезанию. Первоначально Скотт снял, как Чужой бросается в атаку на четвереньках животом кверху, выставив хвост вперёд. На экране это выглядело бы не только непристойно, но и очень комично.

Кода

«Чужой» вышел на экраны 25 мая 1979 года. Создателям фильма удалось зацепить и шокировать зрителя: при сцене рождения Чужого самые впечатлительные убегали в туалет, чтобы расстаться с содержимым желудков. В день премьеры религиозные фанатики подожгли огромную декорацию Жокея, установленную перед одним из кинотеатров, сочтя ее дьявольской. Но подобная шумиха только привлекала всё больше зрителей. Кассовый успех был подкреплен весьма солидной кассой и заслуженным «Оскаром» за лучшие визуальные эффекты.

Критика, впрочем, встретила ленту Скотта куда менее благосклонно. Известнейший критик Роджер Эберт назвал «Чужого» разочарованием по сравнению с такими лентами, как «Космическая одиссея 2001 года», «Звездные войны» и «Близкие контакты третьей степени». Картину обвиняли в безыдейности, творческой пустоте, картонных персонажах и других грехах. Вот только некоторые из отзывов.

Раздутое кино категории «Б», впечатляющее с технической точки зрения, но ужасно напыщенное, на котором невозможно усидеть.

Никакого сопереживания персонажам. Хорошие актеры в картонных ролях.

С тем же успехом эти диалоги мог написать компьютер.

Как мы уже знаем, время расставило все точки над «i» в вопросе художественной ценности фильма и его значения для жанра. Многие из критиков, разгромивших фильм в 1979 году, позже сориентировались в ситуации и включили фильм в свои списки лучших картин.

***

О’Бэннон и Гигер на съёмочной площадке.

О’Бэннон и Гигер на съёмочной площадке.

«Чужой» стал таким, каким мы его знаем и любим, потому что каждый из его создателей до последнего отстаивал свою точку зрения и по-своему стремился сделать фильм лучше. Если бы не О`Бэннон, сама идея не появилась бы на свет. Не приди в проект Гайлер и Хилл, не было бы ни Эша, ни блестящего сиквела Джеймса Кэмерона. Без Ридли Скотта «Чужой» вряд ли смог бы выбраться за рамки категории «Б». И кто знает, как выглядел бы Чужой, не попадись на глаза Скотту сборник работ Гигера?

Дэн О`Бэннон как-то сказал, что «Чужой» стал концом жанра, до конца исчерпав тему монстров в космосе. По его словам, после выхода фильма у сценаристов не осталось возможности поразить публику чем-то оригинальным и неожиданным — они могли лишь перерабатывать старые сюжетные ходы. И если вспомнить, сколько клонов «Чужого» вышло за последние тридцать пять лет, в этих словах есть рациональное зерно.

Время не щадит никого. В 2009 году Дэн О`Бэннон умер от болезни Крона, симптомы которой когда-то помогли ему придумать Чужого. В мае 2014 года ушел из жизни легендарный Ганс Руди Гигер. Никто из людей не вечен, но пока существует кино, имена создателей «Чужого» продолжат жить в сердцах поклонников.










Чужой / Alien (1979)






Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz