Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Чужие"
Перед Джеймсом Камероном стояла задача: сделать успешный сиквел "Чужого". Такую задачу режиссеру доверили после его первого и единственного на тот момент успеха –фантастического триллера "Терминатор".Надо
заметить, что "Терминатор" весьма похож на "Чужого" в том плане, что и
там, и здесь герою – человеку – противостоит существо
фантасмагорическое, нечеловеческого происхождения, соответственно, не
испытывающее никакого пиетета перед человеком и движимое одной
единственной целью: человека убить. И, разумеется, оба этих враждебных
существа значительно превосходят человека по силе, физическим
возможностям.
Компания "ХХ век – Фокс" сделала расчетливую ставку.
Компания "ХХ век – Фокс" сделала расчетливую ставку.
Внезапно
Камерон не только показал себя умным, мастеровитым режиссером, но и
крайне амбициозным (в положительном смысле этого слова). Он не только
повторил коммерческий успех и не только тщательно воспроизвел атмосферу
оригинального фильма, но и умудрился при этом поменять жанр.
Фантастический триллер как-то удивительно органично превратился в
фантастический экшн-триллер.
В "Чужих" присутствует саспенс. В этом плане он практически ничем не уступает оригиналу. Но если Ридли Скотт
вывел на новый виток развития традиционно дешевый, бэшный
sci-fi-horror, то Камерон, в свою очередь, выводит на новый уровень жанр
космического боевика.
Получился какой-то "Охотник на оленей" в
космосе! Дорогостоящая драма, закутанная в одёжу war&combat film.
Битвы в безднах космических пространств, на угрюмой, недружелюбной
планете, куда опрометчиво сунулись вездесущие колонисты... Потом же,
когда колонисты получили по сусалам от местных жителей, на выручку
брошен хорошо подготовленный отряд вояк.
Оказалось, что аборигены воюют,
убивают, поглощают без какой бы то ни было рефлексии. Камерный фильм,
каким был первый "Чужой", внезапно превратился в батальный боевик.
Только вместо традиционных вьетнамцев и корейцев американским
десантникам противостоят жуткие твари с кислотой вместо крови. Самая
классная сцена в фильме и, как мне кажется, чуть ли не пародийная –
подготовка к высадке, под барабанный бой Джеймса Хорнера.
Пересмотрев "Чужих", я сразу пересмотрел "Прометея", – и сразу же узрел его главный минус, который по первоначальному просмотру совсем не бросался в глаза.
В
"Чужих" бережно сохранена атмосфера "Чужого": гнетущее ощущение
враждебного космоса, которое накладывается на не менее гнетущую
реальность человеческого бытия. Это ощущение пришло в наш с мир из
фэнзинов 30-х годов. Оно пестовалось в наших душах благодаря рассказам
Ван Вогта, повестям Эндрю Нортон и других писателей-фантастов.
Вся
голливудская кинофантастика, начавшаяся с 50-х, пронизана этим
ощущением. (По большому счету-то, Камерон и не мог снять свой фильм
иначе). Даже "Чужой-3" –
пусть и неудачная картина, а неудачная потому, что чрезвычайно скучная,
органично продолжает франшизу. А потом появился клоун Жан-Пьер Жене, и его "Чужой-4" – это уже не "Чужой". Это пародия, глумление над франшизой. Именно Жене сгубил сериал.
Благодаря Жене, засравшему "всё святое", к истории aliens не возвращались не протяжении более десяти лет.
Но
вот, засучив рукава, за дело взялся маэстро, отец-основатель, Ридли
Скотт. У него был громадный бюджет, огромные технические возможности,
какие и не ему снились в 1979-м. 3D, наконец! Долби-сарраунд!
Картинка
в фильме, спору нет, великолепна. Но что-то в фильме не так. И это не
сценарные косяки, отнюдь! А то, что люди показаны не те. Атмосфера не
та. Планета не та. Космос не тот!
Это, конечно, не Жене, но это и
не старый "Чужой", где в мрачном, темном космосе блуждали огромные
космические грузовики, и суровые люди мрачно работали на безжалостные
корпорации, поскольку не видели иного выхода, и с ними вдруг
приключилась еще более мрачная хуйня – откуда-то вылез Чужой...
Вот
в чем проблема: "Чужой", "Чужие", "Чужой-3" — это фильм про одно
будущее, а "Прометей" — про совсем другое ("Чужого-4" я вообще в расчет
не беру). "Прометей" снят для современной юной публики, и это фильм про
ебаных хипстеров. Уп, уп, гангнам стайл! А полетели-ка на планету! А
давайте-ка найдем там наших создателей!
Мило улыбаясь всем и всему, не
замечая потерь в личном составе, бродят эти хипстеры по каким-то
зловещеньким катакомбочкам, капитан корабля озорно подмигивает личному
составу: два еблана потерялись (а два еблана в это время с дебиловатыми
ухмылочками суют пальцы в рожу какой-то инопланетной твари), да и похуй.
В мире старых "Чужих" жили совсем другие люди. Вот в чем
заключается пресловутый "когнитивный диссонанс", который не позволяет
олдфагам принять этот фильм, — ведь он снят для неофитов.
Ну и,
наконец, как выразился один мой товарищ, художник Миша Городецкий: "Ты –
плохая, поэтому будешь раздавлена Гигантским Рогаликом!"
P.S. Похоже, Ридли Скотт ступил на печальную дорогу Рязанова...
P.S. Похоже, Ридли Скотт ступил на печальную дорогу Рязанова...
Награды:
2 "Оскара" — лучшие визуальные эффекты, лучшие звуковые эффекты и их монтаж.
BAFTA — лучшие визуальные эффекты.
8 премий Академий НФ, фэнтези и хоррора
— лучший НФ-фильм, режиссер, сценарий, актриса (С.Уивер), юная актриса
(К.Хенн), спецэффекты, актер второго плана (Б.Пэкстон), актриса второго
плана (Дж.Голдстейн).
Хьюго — лучший драматический фильм.
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм.
Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звуковой монтаж..
Интересные факты о фильме:
Сценарная заявка была готова в сентябре 1983-го года, а полноценный сценарий сдан весной 1985-го.Съемки проходили в Англии.
Джеймс Хорнер признался, что у него было слишком мало времени написать оригинальную музыку, поэтому многое он позаимствовал из уже написанного им музона.
Джеймс Хорнер признался, что у него было слишком мало времени написать оригинальную музыку, поэтому многое он позаимствовал из уже написанного им музона.
Помимо спортивных тренировок актеры занимались тем, что штудировали "Звездный десант" Хайнлайна.
"ХХ
век — Фокс" хотел, чтобы художественные решения в фильме принимал
Гигер. Но Камерон был против. Единственное новшество в мире чужих,
которое случилось в данном фильме, — появление королевы. Ее
спроектировал сам Камерон. А управляли этим дьявольским созданием 14
человек.
Импульсные винтовки (М41А) морских пехотинцев были
разработаны на основе пулемета Thompson M1A1, а подствольный гранатомет —
на основе дробовика Franchi SPAS 12.
Смарт Ганы (M-56) морских пехотинцев и вооружение "стражников" были сконструированы на основе немецкого пулемета MG 42.
Шлемы, которые носят морские пехотинцы, — это модифицированная версия баллистического шлема М-1.
Смарт Ганы (M-56) морских пехотинцев и вооружение "стражников" были сконструированы на основе немецкого пулемета MG 42.
Шлемы, которые носят морские пехотинцы, — это модифицированная версия баллистического шлема М-1.