Потом начались изнуряющие съемки, и создатели столкнулась с еще
большим количеством проблем — постоянные склоки, перерасход бюджета и
пересъемки, ссора Финчера с продюсерами, после чего молодой режиссер
ушел со съемок и с тех пор отказывается признавать «Чужой 3» своим
фильмом (он как-то пошутил в интервью, что «продавец обуви» — это самый
вежливый эпитет, которым его наградил Дэвид Гайлер). Был скандал с
Майклом Бином, который пригрозил подать в суд на продюсеров за то, что
они использовали его изображение без разрешения.
Была и судебная тяжба с легендарным Гансом Руди Гигером, придумавшим
каноничный облик «чужого». Финчер очень хотел привлечь швейцарца к
работе над триквелом, и тот с радостью согласился, нарисовал и выслал по
факсу несколько эскизов нового монстра, и даже сделал за свой счет
полномасштабную двухметровую модель «чужого», предложив ее студии
фактически задаром (по стоимости использованных материалов). Однако
далее этого дело не пошло — без объяснения причин студия и Финчер
отказались от услуг Гигера, разорвав с ним все коммуникации, и даже не
включили его имя в титры, из-за чего швейцарцу пришлось подать в суд на
создателей фильма.
Ганс Руди Гигер на фоне своей модели «чужого»
Получившийся в итоге фильм, кажется, не оставил довольным никого из
тех, кто работал над ним — ни одного из назначенных режиссеров, ни
продюсеров, ни студию, мечтавшую получить прибыльную франшизу, а в
результате чуть ее не угробившую, ни многих других людей, так или иначе
причастных к съемкам.
Даже сейчас «Чужой 3» остается больной темой для причастных к нему
лиц. Когда в 2003 году было выпущено коллекционное издание квадрологии
«Чужих» на DVD, разгорелся очередной скандал — студия «20 Век Фокс»
вырезала около тридцати минут из документального фильма «Wreckage and
Rape: The Making of «Alien 3» Чарльза де Лозирака, который пытался
беспристрастно рассказать правдивую историю создания фильма и
конфликтов, разгоревшихся на его съемках. Лишь в 2010 году полная версия
этого фильма вышла на BD-издании саги.
Какой же сценарий, из всех написанных, в конечном счете был лучшим?
На этот вопрос невозможно однозначно ответить: скрипт Гибсона был
масштабен и обладал таким ценным качеством, как возможность достаточно
гибкого редактирования, скрипт Туи был динамичен и самодостаточен.
Скрипт Уорда действительно удивлял своими неординарными решениями. Но
все они были подвержены весьма схожим болячкам — слабо проработанные
персонажи, нелогичные завязки, нестыковки с предыдущими частями, и
потому нуждались в дальнейшей тщательной доработке.
По сути, история выдающейся сценарной работы в саге о «Чужих»
закончилась на второй части, и это неудивительно — ведь невозможно
написать отличный сценарий за пару месяцев. Кэмерон потратил свыше трех
лет, прорабатывая сценарий «Чужих». Примерно столько же ушло на
доведение до ума сценария Дэна О'Бэннона.
А в случае с «Чужим 3» сложилась парадоксальная ситуация — имея пять
лет на написание сценария, почти ни у кого из задействованных авторов не
было достаточного количества времени на доведение до ума своей работы.
Продюсеры жаждали быстрого результата и меняли авторов как перчатки,
после чего процесс начинался заново. Свою лепту внесло и то, что Гайлер с
Хиллом и сами не могли сформулировать, что именно они хотят снять.
Итоговый эрзац-вариант сценария, писавшийся практически прямо по ходу
съемок, был разумным компромиссом, призванным спасти разваливающийся на
глазах проект. Трудно в чем-то винить Пикетта, Финчера и всех остальных
людей, работавших над ним — будь на их месте самые лучшие сценаристы на
планете, вряд ли бы это что-то сильно изменило в тех обстоятельствах.
Конечно, хотелось бы завершить данный рассказ историей о том, как
Голливуд сделал из этой истории соответствующие выводы, но это будет
неправдой: порочная практика, когда дата премьеры объявляется еще до
того, как у фильма появляется сценарий, сохранилась и практикуется и по
сей день. Иногда в таких случаях киношникам удается сделать
действительно стоящее кино (например «Железного человека», сценарий которого, фактически, тоже писался прямо по ходу съемок), но, к сожалению, гораздо чаще все бывает наоборот.
"Чужой 3": Почему авторы отказались от изначального замысла привезти монстра на Землю?
Кроме
понятных художественных достоинств и любви самой разной публики,
франшизу "Чужой/Чужие" выделяет из общей массы интересный стилистический
подход - все картины классической квадрилогии выполнены в разных
жанрах. Оригинальная лента Ридли Скотта - это хоррор, исполненный в
замкнутом пространстве, где орудует безжалостный убийца. Сиквел Джеймса
Кэмерона - боевик с взрывами, перестрелками и финальной схваткой на краю
пропасти. Третья часть Дэвида Финчера - умная авторская фантастика,
почти артхаус в декорациях далекой планеты. Наконец, Жене снял
приключенческую картину с элементами роуд-муви и необычными испытаниями
для героев.
Классное
сочетание, но, как мы понимаем, уже привычный расклад мог выглядеть
совсем по-иному, и сегодня я хочу рассказать, каким мог стать третий
фильм, если бы... Если бы... Не хочу никого ни в чем обвинять или
упрекать, поэтому скажу так - если бы мы жили в параллельной вселенной.
"Чужой 3" мог стать не лучше или хуже (я и тот, который есть, люблю
больше всех), он мог быть совсем другим. Таким, что это изменило бы
восприятие ксеноморфов в принципе. Давайте же раскроем одну любопытную
деталь, которая планировалась в одном из первых вариантов сценария, но
затем исчезла из финальной версии скрипта.
Поклонники
фильмов о Чужих наверняка знают, а остальным будет любопытно сделать
небольшое открытие - в 1991 году компания Fox выпустила тизер "Чужого
3", в котором яйцо с лицехватом пролетает над поверхностью нашей
планеты, а голос за кадром говорит: "На Земле твой крик услышит каждый", перефразируя классический теглайн оригинальной ленты "В космосе никто не услышит твой крик".
Многообещающе и интригующе, не правда ли? Но в итоге в фильме Финчера
ксеноморфы на Землю так и не высадились, оставшись на отдаленной
планете-тюрьме. В чем же дело?
Объяснение
этому не особенно замысловато и многим хорошо известно - фильм стал
заложником карусели смен сценаристов и постановщиков. Когда на студию
Fox после выхода на экраны второго фильма пролился золотой дождь, ее
руководители обратились к продюсерам Дэвиду Гилеру и Уолтеру Хиллу из
производственной компании Brandywine Productions с предложением выложить
несколько идей для продолжения. По сведениям издания Cinescape, один из
ранних вариантов подразумевал прибытие ксеноморфов на Землю -
кульминационной сценой картины должно было стать соединение нескольких
десятков монстров в одно гигантское чудовище, которое нападало на
Нью-Йорк. Режиссером этого чуда должен был стать Ренни Харлин.
Такая
концепция современным зрителям хорошо знакома - из японского кино мы
"подцепили" термин "кайдзю", это гигантские монстры, которые
сталкиваются с нашей цивилизацией и наносят огромный ущерб. В первую
очередь в памяти возникает знаменитый (знаменитая?) Годзилла, но сейчас
мы познакомились как с Мотрой и Кингом Гидорой из той же вселенной, так и
с совершенно независимыми колоссами из "Тихоокеанского рубежа" или
"Монстро". В общем, потребность в страшных гигантских тварях у публики
была всегда, и сегодня она обильно удовлетворяется.
Почему
же авторы не рискнули пустить ксеноморфа в наш огород еще в 1990-х?
Студии не хотелось тратиться на дорогостоящие декорации или на влетающие
в копеечку съемки на натуре - идеальным вариантом для Fox казалось
возвращение к минимализму первого фильма Ридли Скотта, где все бы бегали
по трем темным коридорам и шарахались от каждой тени. Примерно таким и
получился "Чужой 3" Дэвида Финчера при всём уважении к постановщику и
моей любви к фильму. Несколько павильонных локаций стоили сущие копейки,
а вечный сумрак Фиорины-161 позволял обходиться без дорогостоящих
эффектов.
Кстати,
нельзя сказать, что от гигантского мегаксеноморфа отказались сразу и
безоговорочно - в некоторых последующих переработках сценария
фигурировало нечто схожее. Например, существовала версия сценарной идеи с
заражением крупной исследовательской станции, что привело к появлению
жуткого биомеханического гибрида, угрожающего целой планете, правда, не
Земле. Но в итоге мы получили то, что получили. И нам грех жаловаться, в
финчеровском "Чужом" есть своя прелесть - при очередном недавнем показе
я снова поймал себя на мысли: "Это всё еще пугает до чертиков!"
А
теперь, хоть я это и не люблю, давайте заглянем в будущее, а точнее
помечтаем и пообсуждаем то, чего еще нет. Еще в декабре минувшего года
на новостных лентах появилась информация о том, что Disney планирует
вернуться к франшизе "Чужой/Чужие", но в формате сериала. Наиболее
примечательными в крупицах сведений были указания на то, что действие
шоу развернется на Земле и расскажет о не столь отдаленном будущем. Из
"вбоквелов" "Чужой против Хищников" мы знаем, что ксеноморфы на нашей
планете уже бывали, а из дилогии "Прометей" известно о неуёмной страсти
Питера Вейланда к инопланетным формам жизни, так что простор перед
авторами сериала открывается огромный.
Вселенная
"Чужих" не ограничивается фильмами - на эту тему есть книги, игры и
комиксы, и хотя не все они входят в канон, из них можно кое-что
почерпнуть. Например, интересной для реализации в телеформате будет
сюжетная линия с культом, который поклоняется древним ксеноморфам - его
наиболее одиозные члены в комиксе напали на военную базу, где изучали
захваченную Королеву Чужих, и высвободили ее, устроив Армагеддон.
Пространство для маневров огромное, а сдерживать фантазию не обязательно
- классические фильмы франшизы не охотно рассказывают про прошлое
человечества, так что рисовать его можно любым.
Ну
да, я увлекся. Это дело послезавтрашнего дня, а у нас и тут много
интересного. Спешу заняться новыми увлекательными материалами, а вам
категорически советую не забывать про канал Киноведа в штатском -
читайте, смотрите, берегите близких, не болейте, и...