Если
коротко: Главная героиня, Джо, считает себя нимфоманкой, а заодно –
плохим человеком. Она исповедуется, рассказывая историю своей жизни
случайному встречному, подобравшему ее, избитую, в переулке и приведшему
домой, чтобы отпоить чаем. Эта история, поделенная на главы, и
является, собственно, основным полотном фильма. Она рассказывает о
формировании характера Джо и ее секс-зависимости. Причем рассказывает,
что несколько неожиданно для Триера, с улыбкой, с моментами отличной
ситуационной комедии (чуть ли не в манере Кустурицы), но при этом не
превращая все в плоскую шутку. Это по-прежнему драма, но без
драматизации, рассказанная очень честно и просто, иллюстрируемая яркими
метафорами и неожиданными аналогиями с рыбной ловлей, полифонией,
золотым сечением и игрой на органе.
Каждый предмет в фильме, каждый участок кожи, по которому скользит камера, снят так, что чувствуется кончиками пальцев
Важно:
Триер закончил монтаж на версии длиной 5 с половиной часов, после чего
умыл руки – резать ее дальше они не поднимались. Люди, у которых руки
поднялись, сократили ее до 4-х часов и выпустили в прокат двумя частями.
Где-то – одновременно, у нас – почему-то с паузой в две недели. Вторую
часть можно будет посмотреть только 6-го марта.
И еще один
момент, который не совсем ясен из промо-материалов: Уиллем Дефо и Джейми
Белл появятся только во второй части фильма. И так как первая часть
посвящена молодости Джо, большую часть экранного времени ее играет не
Шарлотта Генсбур, а соблазнительная двадцатитрехлетняя Стэйси Мартин.
Это если кого волновало, что смотреть на откровенные сцены с Шарлоттой
будет не так интересно. Если же наоборот, именно это вам и было
интересно – придется ждать до второй части.
Теперьподробнее:
Критики встретили картину очень тепло, сплошные «зеленые» рецензии. Но
если открыть их, начинается странное: стройный хор одобрения
расслаивается на абсолютно непохожие вокальные строчки. Каждый увидел в
фильме что-то свое. Кто-то пишет, что герои Триера не могут насытиться
жизнью, алчут ее, кто вспоминает фразу Джо «жизнь проходит в ожидании
разрешения умереть». Кто-то считает Джо гиперчувствительной и обожающей
секс, другие видят в ней человека, неспособного наслаждаться им вообще.
Джо
оказалась запертой изнутри в этой уютной норе, неспособная на контакт с
другими людьми, считающая любовь лишь сексом с примесью измены, а секс –
лишь бегством от реальности
Но спорить с теми, кто
увидел в фильме абсолютно другие вещи, не хочется, потому что все эти
разные прочтения звучат в полифонии, складываются в один многослойный
шедевр следующим числом в ряду Фибоначчи. Что увидите вы? Самый
сексуальный фильм или самый асексуальный, самый вульгарный или же самый
тонкий, холодно-интеллектуальный или иррационально-сенситивный? Так или
иначе, равнодушным он вас не оставит.
Для меня самым
примечательным в этом фильме стал не сюжет, не интимная атмосфера и не
провокационная тема. А то, что он оказался самым аудио-тактильным
фильмом, который я видел. Триер показал, как фильм может использовать
звук в качестве основного инструмента для передачи атмосферы и тона, и
как он, вместе с изображением, может передавать тактильные ощущения,
запах и вкус. Каждый предмет в фильме, каждый участок кожи, по которому
скользит камера, снят так, что чувствуется кончиками пальцев.
Важно
понимать, что это кино не про секс – здесь просто не переводят камеру
на занавески каждый раз, когда наступает постельная сцена. Это очень
личный, тесный и тем самым – уютный фильм про внутренний мир. Про
вибрацию стен этого мира, которой они отзываются на воздействие мира
внешнего: на нежное дуновение ветра или тяжесть внезапного града.
Проблема
в том, что это яркое достоинство фильма так тяжело описать… Вспомните,
как в детстве забирались в чулан или в шкаф, сооружали замок из диванных
подушек, пледов и простыней, чувствуя необходимость в Своем месте. Оно
обязано было быть крохотным, чтобы маленькое сознание могло охватить его
целиком и посметь признать своим. Дом не годился, комната не годилась,
нужно было что-то маленькое и свое, тесное до ощущений объятия. Где
можно закрыть глаза и ощутить мир теплым, мягким и познаваемым. А теперь
вспомните, каким мир казался за пределами вашей крепости одиночества
(сенсационное ощущение – Внешний мир. Внешний по отношению к чему-то
внутреннему, мы ведь впервые пытаемся создать и нащупать границы себя):
вот оттуда, из себя, мы смотрим на тонкую полоску света и на пыль,
танцующую в этом луче. Мы слышим приглушенные звуки, некогда такие
привычные и безликие, теперь они звучат загадочно и маняще… Для меня
фильм стал возвращением как раз к этим, таким важным и таким
определяющим ощущениям – ко взгляду изнутри, из своего слепленную на
скорую руку из подушек и пледов мира. К по-новому услышанным звукам, к
тактильным ощущениям шерсти, хлопка и теплого дерева, нащупанных в
темноте. В своей темноте.
Отношение Джо к сексу крайне методичное, медицинское – внимательное, но отстраненное
Джо
всю жизнь искала этот свой маленький мир, пыталась соткать его из
рутины и привычных вещей: повторяемых раз за разом отцовских историй,
бесконечных прогулок по одним и тем же тропинкам, из беспорядочного
секса, которым как ватой можно на время заткнуть уши и забыть о
стучащемся в тебя осознании бессмысленности сущего. Но в итоге Джо
оказалась запертой изнутри в этой уютной норе, неспособная на контакт с
другими людьми, считающая любовь лишь сексом с примесью измены, а секс –
лишь бегством от реальности.
Этот фильм чрезвычайно интимен, но
не в напрашивающемся в этом случае смысле. Не в плане откровенных сцен и
исследования секса, а в плане чего-то внутри нас, о чем мы не говорим.
Не потому, что это секрет или откровенная грязь, в которой стыдно
признаться, а потому что сами зачастую не знаем об этом. Или просто не
умеем делиться этой частью себя, настолько она первична и бесформенна,
беззащитна и непонятна. Вот этой интимностью фильм полон настолько, что в
какой-то момент накатывает дурманящая паника – прекрати, откуда ты
знаешь столько обо мне?
Сложнее
всего говорить о ключевом аспекте этой картины – о сексе. Не потому,
что это такая табуированная тема, а потому что секс с одной стороны
является визитной карточкой фильма, темой и материалом, он присутствует в
каждой сцене и каждой фразе, то явно, то едва уловимо, а с другой – его
вроде как нет, и фильм вроде как не о нем.
Конечно, это не порно,
акцент тут явно не на половых актах, но это даже не эротика, потому что
фильм не исследует чувственность и не поет гимн страсти как, например,
фильмы Тинто Брасса. Он, наоборот, вымывает всю чувственность до
ощущения равнодушия и онемения рецепторов, словно после наркоза, когда
приходится бить себя, чтобы ощутить хотя бы легкое прикосновение.
Наверное, поэтому так остро и ярко чувствуется та пушистая рыболовная
приманка в руках, красота листьев ясеня и нежность шепота Джо – потому
что они повисают в вакууме, в мире сенсорной депривации. И на
чувственном безрыбье поражают как героиню, так и нас, увидевших ее
глазами и почувствовавших все ее кожей. Очень толстой кожей.
Да, это Фон Триер, но Нимфоманка вышла, возможно, самым человечным его фильмом, развернутым лицом к зрителям. Дружелюбным даже
Наверное
поэтому галерея пенисов крупным планом, которые героиня листает в
памяти как гербарий или коллекцию бабочек, не вызывает смущения.
Отношение Джо к сексу крайне методичное, медицинское – внимательное, но
отстраненное. Смущение скорее вызовет сцена из Трансформеров, где Меган
Фокс наклоняется над капотом Бамблби. Потому что единственная цель этой
сцены – возбудить нас или, по крайней мере, дать представление о том,
что чувствует персонаж Шайи. Здесь же, несмотря на то, что секс показан
без купюр, сцена не пытается возбудить. Наоборот, Триер наполняет ее тем
самым ощущением онемения рецепторов, неспособности чувствовать,
соединиться с другим человеком. Поэтому было так важно показать секс
максимально откровенно – чтобы мы почувствовали контраст. Мы видим все… и
не чувствуем ничего. Ни стыда, ни отвращения, ни возбуждения, ни
сопереживания.
Джо ненасытна не потому, что получает от секса так
много, а наоборот, потому что не получает почти ничего, но все пытается
восполнить качество количеством. Надеется, что если не выходит
почувствовать контакт с одним конкретным человеком, то может получиться
ощутить его с воображаемым партнером, виртуальной суммой, как в рядах
Фибоначчи, всех предыдущих ее любовников.
Я могу представить себе целый ряд причин, по которым люди не захотят идти на это в кинотеатр:
- Смотреть на гениталии во весь экран в обществе незнакомых людей может быть некомфортно.
- Это лишь половина фильма, вторую не посмотреть никак еще две недели.
- Вместо привычного дубляжа вы, скорее всего, попадете на сеанс с субтитрами.
- Спецэффектов и взрывов там все равно нет, тридэ нет – такое можно и дома посмотреть.
- Это же Фон Триер, он же сумасшедший, велик шанс, что фильм выйдет непонятным, а то и вовсе отталкивающим.
Я
понимаю эти опасения и, несмотря на них, осторожно советую преодолеть
сомнения и сходить. Откровенные сцены есть, но ощущения грязи, порно и
вульгарности – нет. Незаконченность фильма не так давит на душу, как в
недавних частях Хоббитах, обрывающихся ни на чем. Сеанс без перевода –
это плюс, а не минус, потому что эти голоса и работу звукооператора
важно услышать без ватной нашлепки дубляжа. Красота кино – не в
спецэффектах, объемность картинки – не в тридэ, а в талантливости дуэта
режиссера и оператора. Операторская работа, к слову, изумительна, она
еще раз показывает сколь многое можно передать обычной качающейся ручной
камерой, с помощью выверенной композиции и хирургически точно
обозначенных границ кадра – на экране ровно то, что нужно для истории,
ни убавить, ни прибавить. Как только Триеру начинает мешать цвет – он
его выкидывает, делая один одну из глав полностью черно-белой.
Исключительность
этого произведения полностью можно оценить только в кинотеатре.
Всмотреться в игру пространств сумасшедшего многомерного переулка в
начале фильма, задержать дыхание на крупном плане рыболовной приманки
(она так чувствуется в руках, что щекочет пальцы) и сосредоточиться на
ритмичном шепоте героев. Даже если не понимаете ни слова по-английски
(может, так будет даже лучше).
Да, это Фон Триер, но Нимфоманка
вышла, возможно, самым человечным его фильмом, развернутым лицом к
зрителям. Дружелюбным даже. Тем самым, который может сделать пункт «это
Фон Триер» не поводом засомневаться, а признаком фильмов must see.
Послевкусие:
я жду начала проката второй части, но даже еще больше – релиза
режиссерской версии. Мне хочется посмотреть на Нимфоманку такую, какой
ее видел Триер. Слишком уж тонкая архитектура, многое передается
намеками и полутонами, а значит, многие смыслы могли просто пропасть при
чужом монтаже.
На Венецианском кинофестивале
показали авторскую версию последнего фильма Ларса фон Триера, длящуюся
пять с половиной часов. Антон Долин убедился, что ожидание того стоило.
Сколько можно?
Ждать этот фильм, смотреть
его, думать о нем, писать… Вопрос, достойный зануды Селигмана,
сыгранного
Стелланом Скарсгордом еврея-антисиониста из триеровской «Нимфоманки»,
который
постоянно перебивает свою гостью — подобранную в соседнем дворе женщину
трудной
судьбы по имени Джо — на самом интересном месте. Можно столько, сколько
нужно,
и чем дольше, тем лучше. В этом кино, как в любой уважающей себя
сексуальной
практике, продление процесса и оттягивание финального удовлетворения —
особое
искусство. Если фильм длится пять с половиной часов, почему бы его
премьере не
растянуться на год? Именно столько минуло с тех пор, когда мир
авторского кино,
разогретый намеками, тизерами и дразнящими обещаниями от провокатора
Ларса фон
Триера, ожидал первого показа «Нимфоманки» в Венеции, но не дождался.
Премьера
сокращенной версии состоялась вне фестивалей в Копенгагене под
Рождество.
Очевидно, в декабре 2014 года в кинотеатрах, наконец, покажут полную
авторскую версию картины, удлинившуюся в общей сложности на полтора
часа, — с порносценами и
без купюр. На этом закончится год «Нимфоманки».
Триера можно понять — он впервые в жизни
снимал фильм вне каких бы то ни было конъюнктур: с кем хотел и как хотел,
презрев условности и законы рынка, не жалея времени и сил, как чужих, так и
собственных. Поэтому порно (его давняя мечта, со времен «Идиотов»), поэтому
такая несуразная длительность. Но можно объяснить и действия продюсеров,
которые хотели как-то вернуть потраченные деньги. Отсюда стратегия
многократного выпуска: разорванный на две части и сокращенный в полтора раза
фильм, чтобы его смогли переварить кинотеатры, заинтригованный, но не
удовлетворенный до конца зритель и последовавшие за прокатом премьеры двух
частей картины в ее нецензурированной версии на крупнейших фестивалях — сперва
в Берлине, потом в Венеции, демонстративно минуя Канны, когда-то объявившие
Триера персоной нон грата. В общем, ясно, зачем с «Нимфоманкой» так обошлись ее
создатели. Осталось разобраться в том, что с этого получила публика.
Прежде всего, потрясающий фильм, выполняющий
заветную мечту любого синефила — чтобы он продолжался вечно, не заканчиваясь.
Если «короткая» четырехчасовая версия оставляла впечатление невероятно длинной,
но при этом демонстративно схематичной картины, то полный вариант — зрелище не
затянутое, а затягивающее. Его издевательски неторопливый ритм, скрупулезное
копание в подробностях, поэтические репризы и неожиданные скачки в хронологии
заставляют человека в зале полностью идентифицироваться с Селигманом, слушающим
Джо с полуночи до самого рассвета (выходит, действие разворачивается в реальном
времени, хотя и занимает целую жизнь). Ты входишь в транс и растворяешься в
фильме. Это ощущение гораздо важнее, чем перечисление фактических изменений. Ну
да, здесь стало гораздо больше диалогов. Эротические эпизоды обрели
порнографическую физиологичность и стали длиннее. Появилось с десяток новых
дигрессий, в которых фигурируют, в частности, Томас Манн и Гитлер, а еще
обсуждается право женщины на аборт. Есть и новая сцена, жестокая и
натуралистичная, вплоть до полной невыносимости, — нетрудно понять тех, кто
решил вырезать ее из прокатного варианта фильма. Но главное все-таки не это, а
превращение «Нимфоманки» в восхитительно единое целое.
Фотография: Venice Film Festival
Информационная перенасыщенность, обеспеченная
критическими ремарками, сносками и комментариями Селигмана к эпическому
рассказу Джо, превращает картину в своеобразную энциклопедию. Это возвращает
нас к просвещенческому роману XVIII века — жанру, уже успешно использованному полтора года назад
Абдельлатифом Кешишем в другой сексуальной одиссее одной женщины, «Жизни Адель».
Если там имелась в виду сентиментальная «Жизнь Марианны» Мариво, то здесь перед
нами нечто среднее между «Тристрамом Шенди» Стерна и «Жаком-фаталистом и его хозяином»
Дидро, в которых рассказчик никак не дает сам себе рассказать линейную историю
до конца, без конца углубляя и усложняя собственный рассказ побочными линиями и
избыточными деталями. Разумеется, с изрядной примесью «Жюстины» и «Жюльетты»
маркиза де Сада, экстремальность которых была оборотной стороной рационального
Просвещения.
Одним из наследников этой антинарративной
традиции в ХХ столетии стал Марсель Пруст, чей труд всей жизни «В поисках
утраченного времени» вдохновил Триера, по его признанию, на «Нимфоманку». В
полной версии к Прусту отсылает не только имя сына главной героини — Марсель,
но и важная ремарка Селигмана, уподобляющего вкус печенья «Мадлен» вкусу шоколада,
смешанного со спермой, который навсегда определил сексуальное поведение и
судьбу Джо. Есть в длинной версии и сны наяву маленького Марселя, коротающего
ночи в одиночестве, и это явно что-то очень личное для режиссера. Возможно, вся
«Нимфоманка» — не только рациональная конструкция, но и его детская греза,
смешанный с воспоминаниями сон. В любом случае, как и прустовский труд (или как
роман Руссо, верной ученицей которого можно считать стремящуюся к
естественности и единению с природой Джо), — в изрядной степени это исповедь
автора.
Недаром в «Нимфоманке» есть прямые цитаты
и реминисценции из подавляющего большинства предыдущих фильмов Триера, а
сюжет, например, со смертью отца Джо явственно отсылает к смерти матери
режиссера, о которой он многократно рассказывал в интервью. Сам Триер — не
только книжник и иронист Селигман, не только буйная и неполиткорректная Джо, но
и все остальные персонажи фильма — от анекдотически приверженного науке и
природе отца главной героини до сыгранного Джейми Беллом профессионального
садиста, вяжущего сложные узлы на самодельных плетках и подкладывающего под
живот добровольной жертвы для удобства толстые телефонные справочники. Другими
словами, «Нимфоманка» — бесконечно личный фильм, лирический сеанс самоанализа,
пронизанный чисто триеровским эксгибиционизмом. И в этом качестве она невероятно
ценна и интересна.
Хотя, конечно, не всем, а только тем, для
кого имя «Ларс фон Триер» — не пустой звук. Однако даже неофит вынесет из
«Нимфоманки» кое-что важное для себя. Все-таки при всей интимности этот фильм универсален — как любое произведение гения.
Фотография: «Централ Партнершип»
«Нимфоманка» — завершение брошенной на
полпути диссертации, которую писала на чердаке своего летнего домика безымянная
героиня «Антихриста», сыгранная той же Шарлоттой Генсбур. Это впечатляюще
полный труд о природе человека и суд над ней (о чем Селигман заявляет напрямую:
«Я лучший судья, чтобы решить, порочны ли вы»). Поэтому в фильме так много
деревьев, рыб, птиц, земноводных и млекопитающих, поведение которых гораздо
лучше объясняет суть человека, чем все достижения построенной им цивилизации.
Триер, так удачно манипулировавший своими зрителями на протяжении тридцати лет,
демонстративно обнажает свою технику и отказывается от нее. Его главный враг —
и в этом он солидарен с Джо — сентиментальность. Если основа любого гуманизма,
как говорится в фильме, это эмпатия, то «Нимфоманка» в целом — крестовый поход
Триера против гуманизма, состоящего, по Триеру, наполовину из
прагматичного лицемерия, а наполовину из добровольного самообмана.
Стоит ли удивляться тому, что «Нимфоманка» —
нескончаемый фрагментарный каталог всех возможностей кинематографа, от
выразительности немого кино до изощренности компьютерной графики (без нее не
были бы осуществлены пресловутые порносцены), — настолько вызывающе
антикинематографична? Иллюзия непрерывности и идентификации со страдающей
героиней прерывается на каждом шагу, убивая эмпатию и включая аналитический
аппарат вместо эмоциональных зрительских инстинктов. Именно в этом, а не в
мифической приверженности нацизму, ересь Ларса фон Триера, его капитальный
грех. За это его боится, почитает, презирает, обожает, ненавидит современное
кино, для которого Триер — некто вроде Гитлера. Если и так, то этот Гитлер — не
победоносный диктатор, завоевавший мир и убивший миллионы невинных, а забившийся
в свой бункер безумец-визионер, который не испугался сказать вслух то, о чем
другие побоялись бы даже думать.
Поэтому никто не удивился, когда в Венецию
на премьеру ожидавшийся там Триер не приехал, сославшись на паническую атаку:
что с психа взять. С другой стороны, подобно одному своему соотечественнику,
датский режиссер безумен только при норд-норд-весте. В другую погоду он,
похоже, нормальнее большинства из нас.